На рынке ДМС цифровые технологии стали насущной необходимостью Таланова Галина Сергеевна Член правления - руководитель блока медицинского страхования ПАО СК «Росгосстрах»
|
Сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) многие эксперты признают лидирующим в области развития технологий и возможным будущим драйвером всего российского страхового рынка. О том, как работают медицинские страховщики сегодня, рассказывает Член Правления – Руководитель Блока медицинского страхования ПАО СК «Росгосстрах» Галина Таланова.
Галина Сергеевна, каковы задачи Росгосстраха на рынке медицинского страхования? Каким образом сформированная кадровая команда, включающая выходцев из разных компаний-лидеров, будет строить свою работу?
Стратегия «Росгосстраха» предусматривает укрепление лидерских позиций на рынке розничного страхования, а также усиление присутствия в сегменте корпоративного страхования — как минимум, в пятерке лидеров корпоративного рынка. Исходя из общей стратегии компании мы выстраиваем и нашу стратегию на рынке ДМС.
Уже год назад мы предложили нашим клиентам-физическим лицам первые «коробочные» продукты по ДМС с возможностью получения второго медицинского мнения по сложным случаям, получения телемедицинских услуг, лечения сложных заболеваний за рубежом. В дальнейшем эта линейка расширилась продуктами, предусматривающими лечение критических заболеваний в России. Но на этом мы не останавливаемся. В ближайшее время линейка наших продуктов для физических лиц обновится, надеюсь, клиентам понравятся наши новые предложения.
Что касается корпоративных клиентов – мы постоянно работаем над улучшением нашего продуктового предложения, которое сегодня, я уверена, полностью соответствует всем современным тенденциям на рынке добровольного медицинского страхования. Для наших застрахованных доступен личный кабинет, в котором можно получить полис и всю необходимую информацию по программе страхования, направить запрос врачу-куратору, в ближайшее время мы автоматизируем оформление полисов для родственников застрахованных, станет возможным оформление на специальных условиях полисов и по другим видам страхования. Специальная версия личного кабинета действует и для сотрудников служб управления персоналом страхователя. Возможна реализация программ с франшизой.
У нас разработана отдельная стратегия по созданию цифровой платформы сервисов для страхователей и застрахованных по ДМС, все они должны быть реализованы в течение 2020-2021 годов.
Наша команда действительно сформирована из профессионалов, которые в предыдущие годы работали в различных компаниях на рынке. Однако мы все давно знакомы и хорошо понимаем друг друга. Опыт работы в нескольких компаниях дает нам много преимуществ. Я могу сказать, что наша команда полностью готова для выполнения амбициозных целей, которые перед нами стоят.
С какими партнерами (ЛПУ и медицинскими сервисами) сотрудничает группа, какова их региональная представленность?
«Росгосстрах» – федеральная компания, имеющая одну из самых широких сетей филиалов в России. Также и по ДМС – мы готовы к обслуживанию федеральных клиентов, чьи отделения расположены в любом уголке нашей страны. Мы сотрудничаем с более чем 7 тыс. медицинских учреждений в каждом из регионов России — как с частными, так и с ведомственными, федеральными клиниками. Специалисты по ДМС есть в большинстве наших филиалов. Для страхователей, чьи предприятия расположены вне столиц субъектов федерации, мы при необходимости готовы обеспечивать наличие наших врачей-кураторов и в других городах.
Мы постоянно следим за качеством медицинских услуг, предоставляемых нашим застрахованным, этим занимается специальная служба врачей-экспертов. Если мы видим, что качество предоставляемых услуг тем или иным медицинским учреждением не соответствует ожиданиям застрахованных, то минимизируем сотрудничество с данной клиникой или даже расторгаем с ней договор.
Планирует ли Росгосстрах открывать новые собственные медицинские учреждения? Обоснуйте Вашу позицию.
На сегодня в составе группы работает сеть «РГС-Мед», представленная 3 клиниками в Республике Коми, которые являются лидерами рынка частной медицины в регионе и обслуживают ряд наших крупных клиентов.
В настоящее время мы не планируем открывать клиники в Москве или других регионах. Сегодня в большинстве регионов работают медицинские учреждения, которые могут оказать застрахованным услуги необходимого качества. К тому же любой коммерческий проект должен окупаться. Чтобы окупалась клиника, она должна оказывать услуги не только клиентам одной страховой компании, но и всех других компаний на рынке и просто физическим лицам. То есть, по сути этот бизнес становится уже независимым от бизнеса страховой компании.
В то же время мы не исключаем в дальнейшем возможность реализации совместных проектов с крупными предприятиями. А проекты сотрудничества страховой компании и крупного промышленного предприятия могут быть организованы совершенно по-другому — когда за счет создания медицинской инфраструктуры или отдельных медицинских сервисов в рамках программ ДМС могут быть решены производственные задачи предприятия.
Расскажите о трендах российского рынка ДМС, в целом – какова динамика тарифов, медицинская инфляция, предпочтения клиентов в части формирования программ и т.п.?
Рынок ДМС является составной частью общего рынка услуг и отражает те же тенденции, которые присущи и другим сегментам рынка. Инфляция на рынке ДМС является отражением инфляции медицинских услуг, которые как правило соответствуют общему уровню инфляции. Однако, в определенные периоды на рынке происходят события, которые влияют на уровень инфляции именно медицинских услуг. В последние несколько лет такое влияние безусловно оказывает государственная программа повышения заработной платы медицинских работников, которая приводит к повышению себестоимости услуг и в государственных, и в коммерческих клиниках. В связи с этим на протяжении нескольких последних лет есть тенденция опережающих темпов инфляции именно на медицинском рынке.
С другой стороны, наши клиенты-юридические лица с каждым годом все более заинтересованы в оптимизации стоимости своих социальных программ, причем, с сохранением привычного уровня социальной поддержки коллективов. Это ставит перед страховыми компаниями сложные задачи по поиску оптимальных механизмов, позволяющих сочетать эти два разнонаправленных вектора. Именно поэтому мы внедряем современные цифровые технологии, работаем над оптимизацией бизнес-процессов внутри компании, предлагаем нашим клиентам новые программы страхования — например, программы с франшизами.
Справедливо ли считать сегмент ДМС одним из немногих, где реально успешно идет цифровизация и технологизация? Приведите примеры технологичных продуктов и сервисов из практики Вашей компании.
Да, за последние несколько лет цифровые технологии стали насущной необходимостью на рынке ДМС. Например, на смену бумажным полисам, которые было нужно было печатать и раздавать застрахованным, пришли полисы в электронном виде, которые застрахованные могут получить в личном кабинете. Там же, в личном кабинете, застрахованные могут получить всю необходимую информацию о программе страхования, направить запрос врачу-куратору.
Для клиентов доступна возможность удаленных консультаций через цифровые платформы телемедицины с врачами различных клиник.
Без цифровых сервисов личного кабинета невозможна и реализация программ с франшизой.
Участвует ли Ваша компания в общественной и лоббистской деятельности страхового сообщества в части ДМС и других вопросов, связанных с жизнью и здоровьем застрахованных? Как эта деятельность трансформировалась после вливания специализированного медицинского Союза в СРО ВСС?
«Росгосстрах» принимает активное участие в работе Всероссийского союза страховщиков, в том числе и в работе Совета по медицинскому страхованию ВСС, в рамках которого мы обсуждаем все актуальные вопросы. Я бы сказала, что вхождение МСМС в состав ВСС прошло достаточно органично, в результате у нас появилась возможность более оперативно обсуждать вопросы с представителями других подразделений ВСС — например, по страхованию ответственности медицинских работников.
Есть ли в России потенциал роста ДМС, может ли он стать новым драйвером роста страхового рынка в современных условиях?
С моей точки зрения, основной потенциал развития сегодня присутствует в сегменте добровольного медицинского страхования физических лиц — он действительно может стать драйвером роста рынка в целом. Мы видим большой спрос на продукты лечения критических заболеваний, продукты, объединяющие телемедицинские консультации, второе медицинское мнение, чекапы и другие дистанционные услуги, которые сегодня за счет новых технологий стали доступны нашим клиентам в любой точке страны.
Как группа планирует развивать направление ОМС, есть ли у него потенциал взаимного влияния, синергичного роста вместе с ДМС?
В настоящее время в составе группы нет компании, предоставляющей услуги ОМС, и в ближайшее время мы не планируем выходить на данный сегмент рынка.
Как, по Вашим наблюдениям, меняется поведение корпоративного клиента при формировании соцпакетов? На что клиент обращает внимание в условиях экономического спада, с одной стороны, и возросшего уровня технологий, с другой? Через какие каналы корпоративный клиент покупает сейчас ДМС, есть ли место, к примеру, для брокеров, онлайн-продаж?
Я бы не сказала, что за последние годы существенно изменились тенденции в части каналов продаж корпоративного ДМС. На рынке продолжают работать и брокеры, и агенты, однако большая часть все-таки приходится на прямые продажи. Через онлайн-канал возможна продажа коробочных продуктов — применительно к корпоративному ДМС это может быть сегмент малого бизнеса. Такие программы появились на рынке, но пока не получили широкого распространения. Для всех случаев, когда необходимо формирование индивидуальных программ и перечней медицинских учреждений, а это практически весь рынок ДМС юридических лиц, использование онлайн канала не удобно.
Есть ли в России будущее у индивидуальных продуктов ДМС, ориентированных на приобретение частными лицами для себя и своей семьи? Если да, через какие каналы физлица будут его приобретать и по каким критериям выбирать?
Для физических лиц использование онлайн канала возможно — как раз за счет предложения типовых продуктов. Но эффективно он будет работать для продуктов со сформированным спросом со стороны клиентов. Например, через онлайн канал мы давно продаем продукт защиты от укуса клеща и продукт для путешественников. Другие продукты пока еще являются новыми для большинства потенциальных клиентов, поэтому мы делаем акцент на их продажу через агентскую сеть, чтобы агенты могли объяснить потенциальным клиентам все особенности и преимущества того или иного продукта.